Что такое функциональная грамотность
Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
• успешно решает разные бытовые проблемы;
• умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
• использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
• выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. Подробнее
Функциональная грамотность.
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности;
Инструкция для учителя по использованию банка заданий РЭШ;
ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности;
Открытый банк заданий Института стратегии развития образования РАО;
Учебные курсы по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и т.д):
1 класс. Программа курса Финансовая грамотность
3 класс. Программа курса Финансовая грамотность.
4 класс. Программа курса Финансовая грамотность.
8 класс. Программа курса Химический калейдоскоп.
9 класс. Программа курса Секреты орфографии.
10 класс. Программа курса Путешествие по заповедным местам.
Проекты по формированию функциональной грамотности (школьный/региональный/федеральный уровень)
- «Сравнительная характеристика периодов правления английской королевы Елизаветы I Тюдор и русского царя Ивана IV Рюриковича»;
- «Сравнительная характеристика содержания Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г.»;
- «Возможности использования альтернативных источников энергии в России»;
- «Влияние антропогенной деятельности на глобальное потепление климата»;
Программы по внеурочной деятельности профориентационного курса:
Программа курса внеурочной деятельности «В мире профессий» для учащихся 9 класса;
Участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее»
Просветительская работа с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности обучающихся ОО
Проведение массовых мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в ОО
Проведение заседаний методических объединений учителей-предметников по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся
Проведение мероприятий по организации и проведению совещаний, круглых столов с педагогами по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
Учебные курсы по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и т.д):
Программа курса внеурочной деятельности «Математика в проектах»
«Математическая функциональная грамотность: практико – ориентированные задачи»
Основы финансовой грамотности 3 класс
«Финансовая грамотность» 1 класс
"Финансовая грамотность" 2 класс
"Финансовая грамотность" 4 класс
Основы финансовой грамотности 5 класс
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Программы по внеурочной деятельности профориентационного курса: